Есть мнение, что научить продавать можно любого, даже самого
застенчивого человека, просто уровень его продаж будет невысоким. Я с этим
мнением полностью согласен. Мне доводилось работать продажником, и в разных
компаниях были разные рекомендации и советы. Что-то из этого работало, что-то
нет. Но однажды я был на тренинге одной крупной японской корпорации, который
дал мне четкую схему продаж…
Схема была простой, во многом повторяла известные законы
продаж, но были и кое-какие дополнения. Начав применять ее на практике, я
добился поразительных результатов – схема работала! Тогда я окончательно понял,
что продажа – подчас не природное умение, а тщательно продуманный технический
процесс. Сегодня я хотел бы поделиться с вами этой схемой. Больше всего она
подходит для продавцов в розничных магазинах, но при желании ее можно
использовать и в других видах продаж.
Итак,
Техника продаж. Как
научить продавать любого?
Продажа это процесс, а процесс можно разложить по этапам:
1) Приветствие
Собственно, вам нужно поприветствовать клиента. Лучше всего
подходят слова «добрый день/вечер». Слово «здравствуйте» очень часто звучит как
«здрасьте» и т.п.
2) Вступление в
контакт
3) Выявление
потребностей
Эти два этапа похожи. Можете сказать – «Вижу, вас
заинтересовали автомобили (или любой другой товар). Для каких целей выбираете?»
Далее можно спросить – "какой цвет, размер, коробка передач и
т.п. будут для вас оптимальными?"
4) Резюмирование
Вы подводите итог информации, которую получили от клиента.
Например, вы говорите: «Итак, если я вас правильно понял, вам нужен небольшой
автомобиль красного цвета для передвижения исключительно по городу с
автоматической коробкой передач?»
Далее нелишним будет узнать ту цену, на которую рассчитывает
клиент, но спрашивать нужно осторожно. Например, «чтобы я мог подобрать для вас
оптимальный вариант, подскажите, пожалуйста, в каком ценовом диапазоне вы
планируете совершить покупку?»
5) Презентация
Выявив потребности, вы показываете клиенту товар и начинаете
его презентацию. Главное презентовать
товар методом «свойство-выгода». То есть, не просто «в машине есть кондиционер»,
а «кондиционер, благодаря которому в вашем салоне всегда будет оптимальная
температура и ваши шансы заболеть будут приближаться к нулю». Человек должен
понимать, что для него означает то или иное свойство товара.
Можно упомянуть о конкурентах, но не критиковать их, а
говорить объективно, указывать на плюсы вашего товара в сравнении с ними.
ГЛАВНОЕ – презентация должна быть в формате диалога! Вы не
должны «балаболить» 20 минут, пока клиент, открыв рот, слушает вас. Рассказали об
удобном расположении аудиосистемы? Дайте клиенту на себе ощутить это, пусть
посидит, потрогает, повключает и скажет, согласен он с вами или нет. Диалог!
Можете использовать «фразы-выгоды»:
Для вас это означает…
Благодаря этому вы можете…
Это создает следующее преимущество…
Это дает вам…
6) Работа с
возражениями
Этот этап часто начинается еще в процессе презентации. Запомните
– даже если есть возражения, вы соглашаетесь
с клиентом, но выводите его на необходимую мысль. Например, клиент говорит:
- Все хорошо, но цена слишком высока
- Ну да, согласен. А по сравнению с чем? А по каким
критериям вы сравниваете?
Или вы начинаете задавать вопросы, на которые возможен
только утвердительный ответ, тем самым подводя клиента к нужному настрою.
Например, «А для вас важно качество сборки? А возможность эксплуатации в
течение долгого времени без затрат на ремонт?» и т.п.
Запомните – если характеристики вашего товара и товара
конкурента отличаются не в вашу пользу, а ваша цена выше (берете за бренд, за
доверие, за просто так), то «выводите» клиента на другие достоинства, внешний
вид, статус, технологические ноу-хау и т.п.
7) Подведение к
сделке
Когда вы закончили презентацию, вам нужно плавно подвести
клиента к заключению сделки. Для этого подойдут фразы типа «А как вы
планировали приобретать автомобиль – наличными или в кредит? Может быть
посмотреть наличие на складе?», или – «при оформлении продажи прямо сейчас вы
получите в подарок комплект зимней резины/страховку» и т.п.
Предлагайте здесь также дополнительные услуги или опции.
Если клиент говорит, что зашел «просто посмотреть», то не
меняйте своего отношения, интонации, скажите нечто вроде «понимаю, выбор
непростой, давайте я оставлю вам нашу визитку/буклет/каталог. Звоните лично
мне, я всегда помогу с выбором. Будут вопросы, обращайтесь. Удачи».
8) Сделка
Сделка и есть сделка. Подписывайте договор. Но на этом этапе
есть важный момент. Подкрепляйте мысли клиента о том, что он купил
замечательный товар, что правильно поступил. Например, «Хороший выбор. Теперь каждый ваш день будет
наполнен радостью, ведь вы владелец этого замечательного автомобиля».
Когда все формальности соблюдены и клиент уходит, не
забывайте попрощаться с ним. Не «бросайте» клиента, как это делают многие
(отдал деньги и свободен). Действенным методом является подарок-сюрприз.
Например, бутылка шампанского в бардачке нового автомобиля. Вы звоните клиенту
через час после покупки автомобиля, спрашиваете его ощущения, и говорите, что у
вас для него есть приятный сюрприз – шампанское для того, чтобы отметить
покупку.
Итак, давайте повторим все этапы:
1) Приветствие
2) Вступление в контакт
3) Выявление потребностей
4) Резюмирование
5) Презентация
6) Работа с возражениями
7) Подведение к сделке
8) Сделка
2) Вступление в контакт
3) Выявление потребностей
4) Резюмирование
5) Презентация
6) Работа с возражениями
7) Подведение к сделке
8) Сделка
Когда я начал работать по этой схеме, у меня продажи полезли
вверх. Как ни странно, но она работает, причем практически безотказно.
Трудности возникают в том случае, если ассортимент вашего товара ограничен
(клиент хочет внедорожник, а вы можете предложить только седаны), но и они
поправимы. Применяйте эту схему и продажи будут. Это проверено. Удачи!
PS Для своих читателей я могу предложить также бесплатный бонус - 12 электронных книг по саморазвитию и бизнесу. Уверен, будет полезно :) Скачать можно ТУТ.
PS Для своих читателей я могу предложить также бесплатный бонус - 12 электронных книг по саморазвитию и бизнесу. Уверен, будет полезно :) Скачать можно ТУТ.
Это - классическая схема эффективных продаж, поэтому и работает
ОтветитьУдалитьПо этой теме есть замечательная книжка "Как продать себя", написанная американцем с итальянскими корнями Джо Джирардом. Он, кстати, установил рекорд по продаже автомобилей и был занесен в книгу рекордов Гиннеса.
ОтветитьУдалить"- Все хорошо, но цена слишком высока
ОтветитьУдалить- Ну да, согласен. А по сравнению с чем? А по каким критериям вы сравниваете?"
А вот так говорить не стоит - мы соглашаемся с тем, что у нас действительно дорого. Лучше использовать более обтекаемые формулировки, вроде "согласен, хорошая вещь не может стоить дешево", "согласен, за качество всегда нужно отдать немного больше" и т.д.