пятница, 18 мая 2012 г.

Необычные налоги. Часть первая.



   Правительства разных стран во всех концах земного шара всегда проявляли завидную изобретательность, когда дело касалось сбора налогов. Чаще всего, разного рода поборы и пошлины служили всего лишь способом пополнить казну, но иной раз были продиктованы и желанием отучить народ от дурных привычек...

В сегодняшнем посте - самые необычные налоги в истории человечества.


Итак, 


Необычные налоги. Часть первая.

1. Налог на… мочу.



   В Древнем Риме проживало более миллиона человек, а водопроводное дело в то время ещё не поднялось на достаточную высоту. Потоки нечистот грозили превратить город в зловонную Венецию.
   Римляне старались содержать свой город в чистоте и не скупились на постройку туалетов. И даже соорудили превосходную, по тем временам, систему канализации для отвода сточных вод. Но только, вот беда, не все туалеты к этой системе удалось подключить. Под большинством общественных уборных размещались контейнеры, которые, если оставить их без внимания, неизбежно переполнялись.
   Император Веспасиан был первым, кто осознал, что буквально сидит на жидкой золотой жиле. Он стал посылать своих людей собирать мочу, а потом развозить её ремесленникам по всему городу. Эти ремесленники платили налог на использование этого продукта жизнедеятельности. Что впрочем, для них было проще, чем самим добывать всё это дело, так что они были не в обиде.
   Хотите знать, на что им была моча? Дубильщики использовали её для смягчения кожи, а прачки – чтобы придать тогам знаменитое белоснежное сияние. Города оставались чистыми, люди ходили нарядными, казна пополнялась. Все были довольны.
  Когда сын Веспасиана упрекнул родителя, что вся эта история дурно пахнет, император, как гласит легенда, взял монету из первой прибыли, поднес к носу отпрыска и спросил, воняет ли она. «Нет», – ответил тот. «Деньги не пахнут», – резюмировал Веспасиан.
  За свою коммерческую жилку император был награждён тем, что во многих европейских языках его имя с тех пор накрепко связано с местами общественного пользования. Сами посудите: публичный туалет переводится на французский как «vespasiennes», на румынский – как «vespasiene», на итальянский – как «vespasiani»…

2. Налог на… чистоту.



  Наши далёкие предки были не слишком компетентны в вопросах гигиены. Что правда, то правда. Однако, если вы думаете, что причиной этому был недостаток информации о пользе чистоты или что они не любили мыться, то ошибаетесь. На самом деле, в Англии и Франции, например, немытые физиономии и слипшиеся волосы долгое время были на совести правительств этих стран, которые считали баню совершеннейшим развратом и ввели непомерный налог на продажу мыла.
   За последние 2000 лет баня много раз входила в моду и выходила из неё. Даже среди аристократии не было единодушия в этом вопросе. 
    Лишь при Карле I регулярное посещение бани в очередной раз начало завоевывать популярность среди англичан, но король повздорил с парламентом и был обезглавлен. Его место занял ультрарелигиозный и ненавидящий королевскую власть пуританин Оливер Кромвель. И англичане опять заросли грязью.
   Богобоязненные пуритане считали чистоту делом недостойным. Всё, что хорошо пахло, и для чего (о ужас!) требовалось раздеться – всё от нечистого. А чтобы народу было легче это осознать, новое правительство ввело высоченный налог на мыло.
     Хотя идея мыльного налога принадлежала Кромвелю, после реставрации монархии новый король Карл II не посчитал нужным изменить этот закон. В конце концов, если люди были готовы платить за чистоту, почему бы королю не воспользоваться ситуацией и не пополнить казну?
     Налог на мыло просуществовал 200 лет. К нему относились с такой серьёзностью, что к каждому производителю мыла был приставлен королевский наблюдатель, задачей которого было не допустить подпольного производства и продажи мыла на чёрном рынке. Когда в 1800-х годах этот налог был, наконец, отменён, канцлер казначейства произнёс фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Чистый народ – счастливый народ». С тех пор и по сегодняшний день в Англии не прекращается гедонистическая мыльная вакханалия.

3. Налог на… бороду.



   Пётр Великий вошёл в историю как великий реформатор. Совершив в 1697—1698 путешествие по Европе, русский царь задумал грандиозную модернизацию страны с целью преодолеть отсталость России от западного общества. Результатом стал ряд значительных достижений, таких, например, как строительство Петербурга.
    Одной из главных помех на пути европеизации Петр I считал… бороды.
   В Европе к тому времени бороды уже давно никто не носил. Русские с их длинной растительностью на лице выглядели так нелепо, как сегодня выглядит человек в туфлях на платформе в пятнадцать сантиметров с плавающими внутри золотыми рыбками. Чтобы привить своему народу европейскую культуру, Пётр издал указ, запрещающий мужчинам носить бороды. А нрав у царя был крутой. Порой, если видел бородача на улице, мог схватить и побрить беднягу насильно.
  Но поскольку человеком он был рациональным, то решил дать возможность особенно упрямым сохранить бороды, если те заплатят налог. Очень высокий налог. Если уж им так хотелось позорить страну своим видом, то хоть с выгодой для царской казны.
   Этот ежегодный налог поставил многих людей перед очень сложным выбором: дело в том, что по русским обычаям православный мужчина должен был носить бороду длиной до груди. Иван Грозный однажды даже пригрозил, что «бреющий бороду совершает такой грех, которого не омыть даже кровью всех мучеников», что, конечно, было для любого русского серьёзным аргументом.
  Для большинства мужчин любовь к деньгам и страх перед Петром перевесили религиозные чувства, и они побрились. Правда, сохранили срезанные бороды, наказав наследникам положить их в с собой в гроб. Этим они, видимо, думали оправдаться перед Богом: хотели, мол, поступить правильно, но обстоятельства оказались сильнее (да и у кого тогда была лишняя копейка, чтобы тратить её на растительность на лице?)

Интересно? Следующая часть совсем скоро! Успехов!



Комментариев нет:

Отправить комментарий