понедельник, 9 апреля 2012 г.

Как разработать бизнес-план



   Рано или поздно у человека, который собирается начать свое дело (а порой и у тех, кто его уже начал) встает вопрос о написании бизнес-плана. Зачем он нужен и как его составить? Ответы ниже…

  Что же такое бизнес-план? Это план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.  Бизнес-план – очень важный документ, многие недооценивают его значимость. Грамотно составленный, он способен уже на этапе планирования показать предпринимателю плюсы и минусы его будущего проекта.
   Все это замечательно, и многие знают, чем хорош бизнес-план, но не все знают, как именно его составлять. Моя статья – вам в помощь! Итак,

Бизнес-план. Основные положения:

1) Обзорный раздел (резюме)
Представляет собой краткий обзор бизнес-плана:

- описание проекта;
- характеристика предприятия;
- потребность в инвестициях;
- показатели эффективности проекта.

2) Описание предприятия
Необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:

- цели и задачи на ближайший период и на перспективу;
- перечень основных владельцев;
- кредитная история предприятия;
- организационная структура и кадровый состав;
- тенденции в сбыте продукции (услуг);
- основные достижения предприятия;
- показатели финансовой эффективности;
- каковы преимущества предприятия;
- используемые ноу-хау;
- анализ издержек;
- анализ сильных и слабых сторон предприятия.

3) Описание продукции (услуг)
Характеристика производимой предприятием продукции или услуг. Проводится сравнение с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства. Анализ продукции целесообразно проводить по плану:

- функциональное назначение продукции (для каких целей она предназначена);
- примеры использования продукции;
- стоимость в зависимости от объемов производства;
- калькуляция себестоимости единицы продукции (услуги);
- соответствие продукции принятым стандартам;
- требования к контролю качества;
- требования к гарантийному обслуживанию;
- патентно-лицензионная защита.

4) Анализ рынка
Необходимо отразить рынок сбыта продукции (услуг), возможность предприятия существовать на этом рынке и быть конкурентоспособным.

Характеристики рынка:
- размеры рынка (регион, РФ, мировой рынок);
- уровень и тенденции развития рынка;
- динамика цен на рынке;
- специфические особенности рынка;
- прогнозы относительно развития рынка;
- предполагаемая доля рынка предприятия.

Характеристика потребителей продукции:
- тип потребителя;
- географическое расположение потребителя.

Стратегия продвижения продукции на рынок:
- расчет и обоснование цены, ценовая политика;
- система продаж, реклама, стимулирование сбыта.

Характеристика конкурентов:
- перечень предприятий – основных конкурентов;
- анализ сильных и слабых сторон;
- уровень технологии;
- удельный вес в обороте рынка.

5) Производственный план
Описывает материалы, средства и способы производства товаров (услуг).

Технологический процесс:
- обеспеченность сырьем, оборудованием, комплектующими, энергией;
- потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
- потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;
- потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;
- требования к источникам энергии, их доступность;
- требования к подготовке производства;
- требования к квалификации и наличие необходимого персонала;
- предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.

6) План сбыта
Отражает стратегию продаж предприятия в различные временные периоды и показывает:

- цену продукции и методы ценообразования;
- схему реализации продукции;
- объем сбыта и время на сбыт;
- уровень запасов и процент потерь;
- условия оплаты (по факту, предоплата, кредит).

7) Финансовый план
Описание финансовых ресурсов, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и системы гарантий. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий. Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.

Необходимо отразить помесячно:
- изменение курса рубля к иностранной валюте;
- перечень и ставки налогов;
- уровень инфляции;
- формирование капитала за счет собственных средств, кредитов, выпуска акций и т.п.
- порядок выплаты займов, процентов по ним.


   Не забывайте, бизнес-план – это документ, на основе которого ваши партнеры, инвесторы или кредитные организации могли бы оценить ваш бизнес и принять необходимые решения, в том числе и по финансированию вашего проекта.

На принятие решения оказывает влияние:
- актуальность идеи;
- оптимизация реализации бизнеса;
- эффективность (доходность, рентабельность) проекта;
- наличие рынка сбыта.

   Думаю, у вас получится составить грамотный бизнес-план и правильно его реализовать. Удачи!



Комментариев нет:

Отправить комментарий