В далеком 1969 году двумя американскими психологами Стэнли Милгрэмом и Джеффри Трэверсом была
выдвинута гипотеза, которая заключалась в том, что каждый человек опосредованно
знаком с любым другим жителем планеты через цепочку общих знакомых, в среднем
состоящую из шести человек. В мире эта гипотеза стала известна как «теория
шести рукопожатий». В России ее наглядно
продемонстрировали в фильме «Елки». Так вот, согласно теории – вы заочно
знакомы как с президентом России, так и с президентом США, а также с
миллиардами других людей, проживающих на Земле. Отсюда можно сделать вывод –
если у вас есть такие «знакомства», то почему бы не использовать их в своих
целях? А как лучше всего это сделать? Правильно, сократить число этих «рукопожатий».
Иначе говоря, завести как можно больше друзей и знакомых? А как это сделать?
В Европе и США давно известно такое понятие как networking (от
англ. – «организация сети»). В России же его мало кто знает, а если и знает, то
использует неправильно. У нас его воспринимают как «ты – мне, я – тебе». Такие
отношения называют негативным networking.
Они в корне неверны. Настоящий, позитивный networking, это – умение открыто и искренне общаться с людьми с
одновременным выстраиванием сети контактов, которая будет работать на вас в
дальнейшем. Моя статья не может охватить всю эту науку полностью, но в сжатом
виде я постараюсь изложить для вас основные принципы networking’а. Итак…
Искусство налаживания связей*:
1) Этот пункт связан с пунктом 1 в статье «Партизанский маркетинг». Я бы назвал его так – «Светитесь».
"Однажды малыш Головастик отправился на прием в Торговую палату амфибий. Такие мероприятия проходили там каждый месяц, и Головастик всегда присутствовал на них, как и на других мероприятиях в соседних прудах, где он налаживал связи.
Когда вечер был в самом разгаре, лягушонок Зеленка, известный местный забияка, отвел Головастика в сторонку и сказал ему: «Малыш, ты разве не знаешь, что, если целовать слишком много лягушек, могут появиться бородавки?» Головастик не на шутку перепугался. На следующий день он пошел к врачу.
- Доктор, это правда, что если я поцелую очень много лягушек, у меня появятся бородавки? - спросил он озабоченно.
- Нет, конечно же, нет, - ответил ему доктор.
- А чем это грозит? - никак не унимался Головастик.
- Ничем, кроме хорошей репутации, - заверил доктор. И добавил: - Надеюсь, тебе не нужно лекарство от нее?"
Как можно чаще появляйтесь на различных мероприятиях и
приемах, будьте на виду, «светитесь». Чем чаще вы среди людей – тем больше у
вас вариантов завести новых знакомых.
2) Относитесь ко всем людям с одинаковой долей почтения.
- Не судите людей по их поведению или внешнему виду. Вообще никогда не судите людей."Жил-был энергичный лягушонок Вилли. Однажды его пригласили на прием во дворец. Он очень волновался, поэтому попросил Сократа, своего старшего брата, пойти с ним.
Вилли хотел найти себе царевну, а лучше - двух. Не подумайте ничего дурного: он собирался устроить свою деловую, а не личную жизнь.
Предприимчивый лягушонок предполагал, что на приеме будет не так уж много царевен, поэтому его план был таков: не теряя времени, быстренько осмотреться, «вычислить» королевскую особу и дальнейшие усилия направить на то, чтобы втереться к ней в доверие.
"Нет, Вилли, это неправильный подход, - охладил его пыл мудрый братец Сократ. - Относись ко всем лягушкам с одинаковым почтением. Для тебя это может быть просто лягушка, но для кого-то она окажется Царевной".
- Не стремитесь завязать знакомство с самыми известными
людьми на мероприятии, возможно, необходимый вам человек как раз таки
незаметен.
- С чем большим количеством людей вы познакомитесь, тем больше
у вас шансов найти нужного вам человека.
3) Не будьте навязчивы
Разумеется, чтобы завести как можно больше новых знакомых, нужно проявлять как можно большую активность, но смотрите не переборщите с этим. Не стоит навязываться всем присутствующим, влезать в разговоры и перебивать людей. Будьте в меру активны и в меру скромны."Жила-была лягушка по имени Неда. Очень самоуверенная: неизвестно с какой стати она возомнила себя Царевной-лягушкой. Неда прыгала с кувшинки на кувшинку, собирая визитные карточки всех, кто попадался на ее пути, и отправляла им письма по электронной почте на следующий же день.
Она гордилась тем, что может вмешаться в любой разговор. В ее скудных зеленых мозгах постоянно крутился один и тот же вопрос: "Чем этот человек может быть мне полезен?"
Неда превратно понимала суть networking. Налаживая связи и знакомства, она использовала не активную, а, скорее, реактивную стратегию. Помните: нездоровая инициативность не поможет вам стать мастером networking".
4) Держите при себе визитки
"Как-то раз Еремей, лягушонок-менеджер среднего звена, получил электронное письмо от своего босса с приглашением на деловой прием. Еремея даже в дрожь бросило от столь неожиданного и лестного предложения. Это был шанс произвести на начальника впечатление.
Во время приема Еремей не собирался скромно стоять в стороне. Он поставил перед собой цель - познакомиться с как можно большим числом лягушек. Дела его шли прекрасно, чего не мог не отметить и сам начальник Еремея. И вот спустя некоторое время босс подозвал его, чтобы представить одной очень важной персоне.
- Марша, позвольте представить вам Еремея. Он наш лучший менеджер по продажам. Еремей, оставьте Марше свою визитную карточку.
Еремей сунул руку в карман, но - о ужас! - тот оказался пуст. Более нелепой ситуации он и представить себе не мог: менеджер по продажам - и без визитки! Еремей был сражен наповал. Вот это он "квакнулся"!"
О важности визиток я упоминал в статье «Партизанский маркетинг», в п.3. Хочу напомнить – вы ВСЕГДА должны иметь при себе визитки.
Они смогут в один миг рассказать собеседнику многое о вас (особенно они
помогут, если у вас необычное имя/фамилия или название компании), а также
поспособствуют тому, что человек запомнит вас. Кроме того, если вы предлагаете
какой-то товар или услугу, то вам просто необходимо иметь при себе десяток
другой визитных карточек.
5) Запомните УРОК
При знакомстве с новым человеком вы должны запомнить правило «УРОК». Это:"Однажды Энди и Оливия Попрыгунчики были приглашены на важный деловой ужин. В то время Оливия была ква-президентом одной из ведущих компаний по разработке технических новинок для снижения вреда от производственных выбросов в Западно-Болотинской губернии.
Оказалось, что Энди, ее муж, был лично знаком с Тритоном - организатором мероприятия. В последнее время нефтедобывающая компания Тритона имела серьезные проблемы с Комитетом по охране окружающей среды. Энди подумал, что новый продукт, уменьшающий количество выбросов вредных веществ в атмосферу, разработанный компанией Оливии, положит конец бойкоту, объявленному Гринписом компании Тритона.
И вот во время приема Энди собрался было представить Тритону свою жену и подсказать, что она могла бы оказаться ему полезной. Но Тритон рассеянно пожал ей руку и тут же заговорил с другим гостем, стоявшим рядом. Оливия, впрочем, не слишком расстроилась. Она точно знала место Тритона в лягушачьей цепочке - до Принца он явно не дотягивал.
Вы, конечно, можете считать чистым совпадением тот факт, что эксклюзивное лицензионное соглашение компания Оливии заключила с конкурентом Тритона."
У – установление визуального контакта
Р – рукопожатие
О – обмен визитными карточками
К – коммуникация, ведение диалога
Эти принципы помогут вам завладеть вниманием человека.
Ведь мало лишь общего знакомства, вы должны заинтересовать человека, сделать
так, чтобы он запомнил вас.
6) Приходите на мероприятия с компаньоном
- Компаньон может представить вас своим знакомым, тем самым увеличив сеть ваших контактов."Жила-была лягушка Полина. Она работала бухгалтером в компании "Мушки" и, будучи очень энергичной и предприимчивой, легко и быстро заводила знакомства. Однажды Полина отправилась на корпоративную новогоднюю вечернику, взяв с собой своего жениха Боба. Такие вечеринки проводились уже не первый год, и Полина получала от них истинное удовольствие. Ее приводило в радостный трепет это квакающее зеленое море собратьев. Взяв Боба под руку, Полина решительно шагнула навстречу этому потоку.
Один из сотрудников компании подошел поприветствовать ее. И тут Полина с ужасом осознала, что его имя начисто вылетело у нее из головы. Тем временем Боб терпеливо ждал, когда Полина представит их друг другу. Вскоре дело приняло совсем неприятный оборот. Боб, повернувшись к Полине, спросил: «Дорогая, почему же ты не представишь меня своему коллеге?» Полина не знала, куда деваться от стыда и смятения. «Ну разве Боб не мог догадаться, что я забыла имя этого лягушонка?» - в отчаянии недоумевала она".
- Компаньон может подсказать вам имя общего знакомого, если вы, не дай бог, его (имя) забыли.
- Компаньон может помочь вам избавиться от слишком
назойливого собеседника
- И кто, как не компаньон, будет хвалить вас перед
окружающими?
В общем, берите компаньона =) Однако не забывайте, если
вы пришли на вечер вдвоем, то вы не должны постоянно общаться между собой.
Пусть каждый из вас заводит новых знакомых. Расширяйте сеть контактов!
7) Сложности со знакомством? – Создайте свое мероприятие!
"Жил-был лягушонок по имени Франклин. Оптимист по натуре, он строил наполеоновские планы, но, к сожалению, был очень стеснительным. От одной мысли о необходимости знакомства с новыми лягушками ему становилось не по себе. Но, будучи очень целеустремленным, Франклин решил все-таки освоить networking.
Для начала он стал членом общества, борющегося за исключение лягушачьих лапок из меню модных французских ресторанов. Там он надеялся встретить близких себе по духу амфибий.
Со временем Франклин почувствовал себя увереннее в обществе других лягушек. Он вступил в комитет, выступающий за подачу в ресторанах куриных крылышек. Ему даже стали доверять роль ведущего на собраниях комитета.
Вскоре Франклин почувствовал, что готов прыгнуть дальше - в более глубокий пруд. Ему удалось уговорить нескольких собратьев отправиться вместе с ним. Некоторое время спустя у Франклина появился целый сонм лягушек-друзей, с которыми он встречался на приемах. Страха перед общением как не бывало".
Если вы испытываете сложности в знакомствах с другими
людьми, то, например, создайте свое мероприятие, пригласите знакомых к себе.
Таким образом, вы так или иначе окажетесь в центре внимания. Вас запомнят.
8) Задавайте вопросы
"Жил-был лягушонок Доставалкин. Он работал врачом-дерматологом. Однажды его впервые пригласили на медицинскую конференцию. Он был очень польщен и хотел во что бы то ни стало наделать много шума среди своих собратьев и более опытных квактологов. Когда собрание, посвященное клиническим испытаниям по удалению бородавок, подошло к концу, Доставалкин поднялся, чтобы задать вопрос.
Он подумал: "Наконец-то у меня появился шанс доказать всем присутствующим здесь, что я настоящий эксперт в этом вопросе". С важным видом он сначала отквакался хорошенько, затем еще несколько минут ходил вокруг да около обсуждаемой темы, после чего наконец подошел к своему вопросу. Их у него оказалось целых три, что противоречило правилам конференции. Сидящие в зале лягушки нервно заерзали на своих местах. Никого уже не интересовали результаты испытаний по удалению бородавок, все были не прочь куда-нибудь удалить доктора Доставалкина."
На различных мероприятиях, выступлениях людей и т.п. –
задавайте интересные вопросы. Этим вы привлечете внимание как оратора, так и
окружающих. Только помните – вопросы должны быть интересными и по делу. Не
стоит спрашивать что попало лишь с целью выделиться.
9) Поддерживайте отношения
"Жил-был лягушонок по имени Джоуи. Однажды, собираясь на первую после летних каникул встречу в Ротари-клаб (а дело шло к зиме, дул холодный ветер), он достал из шкафа свою любимую курточку и обнаружил в кармане целую кипу визитных карточек, которые он получил еще прошлой зимой во время встречи в клубе.И тут он вспомнил, скольким лягушатам должен был позвонить, но не сделал этого. А одному из них он даже обещал послать статью.
И Джоуи засомневался, стоит ли идти на эту встречу: вдруг он встретит там кого-нибудь из этих лягушек? Теперь они наверняка будут думать о нем как о лягушонке, который не держит свое слово."
Завести множество знакомых – это одно. Но чтобы ваши
контакты «работали на вас», вы должны постоянно держать с ними связь. Зовите
знакомых на мероприятия, поздравляйте с праздниками и т.п. В конце концов,
просто пообедайте с ними.
10) Заводите новых знакомых с одной целью – сделать для
них что-нибудь
"Жил-был лягушонок Сократ. Как и его тезка, живший две с половиной тысячи лет назад, он был учителем и наставником многих лягушек, включая младшую сестренку Лили.Сократ научил Лили всему, что он знал о позитивном networking. Гул и кваканье, издаваемые целым хором лягушек, вызывали в нем непередаваемые ощущения. Шум в зале для приемов был для него самой приятной музыкой на свете. Лили оказалась способной ученицей и все схватывала на лету.Сократ помог Лили преодолеть наиболее сложные препятствия. Сперва только от одной мысли о networking Лили буквально проглатывала язык. А для лягушки это, между прочим, очень опасно. Чтобы Лили избавилась от страха перед публичными выступлениями, Сократ записал ее на курсы ква-раторского мастерства. Вскоре она начала получать удовольствие от знакомств с новыми лягушками и уже не боялась выступать перед толпой своих собратьев.Однажды, когда Лили получила первый в своей жизни грубый отпор при попытке завязать знакомство, Сократ спросил ее: «Кто из вас должен больше переживать: ты или тот, кто счел тебя бесполезной?» Вы наверняка догадываетесь, что ответила Лили.Вскоре она уже с успехом применяла все приобретенные знания и всегда находила, чем помочь другим лягушкам.И вот однажды, когда Лили отправлялась в дальнюю дорогу, чтобы открыть для себя новые горизонты, Сократ дал ей такое напутствие: "Готовься к каждому новому дню: читай, слушай, задавай вопросы. Процесс познания бесконечен. Всегда помни о силе связей и знакомств. Networking никогда не заканчивается. Поэтому будь активна, находи силы и время, чтобы вносить свой вклад в общественное дело, помогать другим. Тогда очень скоро и ты, и те, кто встретится на твоем пути, ощутите на себе волшебство позитивного networking".
Главное отличие позитивного networking – вы стараетесь
для других, а не для себя. Помогайте тем, кто в этом нуждается, если не можете
помочь сами – знакомьте с теми, кто помочь может. Для вас это возможность
заработать хорошую репутацию и поддержку (+помощь) от своего круга контактов.
Начинайте внедрять позитивный networking в свою жизнь уже сейчас! Успеха!
*Еще больше информации вы можете найти в книге Дарси Резака «Связи
решают все». Приведенные цитаты взяты из нее же.
Комментариев нет:
Отправить комментарий